Бренды
Лидеры продаж
Статьи
Новости
Новое на форуме
 

сайт про автомагнитолы, антирадары, автозвук, штатные магнитолы, акустику, сабвуферы, усилители и автосигнализации!

Радар детекторы: первые пробы




Радар детекторы: первые пробы

Далеко не все сегодня знают, что антирадары изначально были разработаны для военных нужд, как и то, что первые подобные приборы появились в середине прошлого века, в разгар «холодной войны» – технологического противостояния двух сверхдержав. А сегодня антирадар – вполне мирный прибор, который многие используют ежедневно, вовсе не задумываясь о том, когда и откуда он появился.

Радар детекторы прочно вошли в нашу жизнь, и, конечно, есть своя логика в том, что люди пользуются приборами, не интересуясь историей их появления. Между тем, история радар-детекторов весьма интересна и до сих пор таит в себе немало загадок и неожиданностей, о которых даже не подозреваешь, глядя на этот привычный маленький прибор.

...А началось всё ещё в XIX веке, когда наука развивалась стремительно, а человечество более всего верило в прогресс и силу разума. Именно тогда физик Генрих Герц изучал свойства радиоволн, в частности, механизмы их поглощения и отражения. Годом позже русский учёный Александр Попов открыл эффект отражения радиоволн. Однако «дедушкой» современного радара следует назвать Кристиана Хюльсмайера, который в начале XX в. получил разрешение на разработку устройства, позволяющего отражать радиоволны от кораблей, определяя таким образом их местоположение. Однако учёный опередил своё время – его исследования на тот период было просто невозможно реализовать. Однако сама идея сохранилась, и уже после того, как мир оправился от I Мировой войны, в начале 30-х гг., морское и авиационное командования заинтересовалось возможностью отслеживания кораблей и самолётов с помощью радиоволн.

В 1933 г. лаборатория под руководством Тейлора, Юнга и Хайланда начала разработки устройства, позволяющего определять положение вражеских морских судов. С помощью созданного ими прибора можно было легко определить местоположение кораблей противника вне зависимости от погодных условий – устройство функционировало даже в туман и во время проливных дождей. Однако до серийного производства корабельных радаров было ещё далеко, серьёзным препятствием стал ряд теоретических и технических проблем. Следующим шагом в развитии радаров стала разработка морской исследовательской лаборатории – прибор XAF, способный определять местоположение кораблей на расстоянии свыше 8 км. Это устройство было разработано через пять лет после исследований Тейлора, Юнга и Хайланда, а ещё через два года было сформулировано собственно понятие «радар», в чём есть немалая заслуга главнокомандующего военно-морских сил США С. Такера.

Примерно в этот же период активные исследования возможного применения длинных и коротких волн велись и в Европе. В 1935 г. Роберт Уотсон-Уотт разработал радиолокационную станцию. Однако первые радары были весьма громоздкими и довольно неудобными в использовании – не только из-за габаритов, но и по причине того, что, как правило, перед ними ставились определённые, узконаправленные задачи, что значительно сужало сферу их применения. И как всегда, мощным стимулом к развитию технологий послужила угроза войны – в самом конце 30-х гг. появились намного более совершенные модели.

Первый в мире радар

 

Но самый первый в мире радар был создан в нашей стране! Ещё в 1932 г. физик Павел Ощепков выдвинул идею применения радиоволн с целью обнаружения самолётов и кораблей. Спустя два года был проведён увенчавшийся успехом эксперимент по обнаружению самолёта на расстоянии свыше 600 м от радара. Тогда же была издана монография П. Ощепкова о принципах работы и создания механизма радара.

После II Мировой войны возник спор о первенстве в этой области. Так, британский премьер-министр У. Черчилль отстаивал точку зрения, что изобретением радаров мир обязан Великобритании. Однако американские инженеры Д. Хачертон и Э. Реймонд выступили в защиту русской науки, поведав миру о том, что русские учёные создали радар задолго до англичан.

Радары стали мощным средством для обнаружения водных и воздушных судов. И нет ничего удивительного в том, что это привело к необходимости защиты их – судов – от поиска противником, то есть к разработке устройств, которые были бы способны найти и обезвредить чужой радар. Появление первых подобных устройств относится к периоду Корейской войны. Как известно, события тогда складывались таким образом, что противостояние касалось не только двух корейских государств, но и многих стран мира, и в первую очередь – СССР и США. В ходе военных действий происходили и воздушные бои, причём исход столкновений – во многом из-за применения уникальных прицелов на американских истребителях класса «Сэйбр» – был не в пользу советской стороны.

Но в одной из атак советским лётчикам удалось не только подбить «Сэйбр», но и не позволить противнику забрать его с собой. Сбитый самолёт упал в полосе прилива и ушёл под воду, и всего за одну ночь корпус был разобран китайскими солдатами прямо под водой и вынесен на берег. Затем самолёт доставили в НИИ ВВС в Подмосковье для всестороннего исследования. Одним из участников стал Вадим Мацкевич, который и определил наличие на борту «Сэйбра» электронного прицела дальностью действия до 2 км (в то время самолёты стреляли не далее 300 м – на расстоянии зоны видимости). Стало очевидным, что «Сэйбры» необходимо отслеживать намного раньше, чем прочие самолёты.

Эти исследования стали началом новых, в ходе которых Мацкевич разработал комплекс «Сирена» – радиолокационную станцию, способную засекать объект на расстоянии до 10 км и сообщать об этом пилотам.

В тот период в СССР производились радиолокаторы «Позитрон», действующие на расстоянии до 600 м, весьма габаритные (вес прибора составлял около центнера). Однако вследствие громоздкости поначалу не была одобрена и «Сирена». Спас прибор знаменитый авиаконструктор Артём Микоян. С его помощью в течение трёх месяцев «Сирены» были установлены на всех пятистах советских самолётах корейского корпуса, что оказало значительное влияние на ход боевых действий. И по сей день в США называют В. Мацкевича «победителем в электронной войне». «Сирену» же вполне можно назвать первым в мире антирадаром.

Однако было бы ошибкой полагать, что радары, как и радар-детекторы, до настоящего времени были достоянием только военных. Эти приборы отлично проявили себя в мирной жизни ещё в 30-х гг. – так, радары были установлены на борту пассажирского парохода «Нормандия»: с их помощью можно было вовремя обнаруживать айсберги. Однако наибольшее распространение «бытовые», гражданские радиолокаторы приобрели с развитием автомобилестроения. Триумфальное шествие радаров началось с Америки, ведь именно там после II Мировой войны раньше, чем в других странах, повсеместно распространились автомобили. Естественно, возросло и число ДТП, и одним из способов борьбы с лихачами на автострадах стали радары, которые стала широко использовать полиция – вначале в штатах Индиана и Мичиган, а затем и в остальных. Было это в 1954 году.

Спустя два года радары распространились и в Европе – вначале в Англии, потом в Германии. В 50-е гг. радары были весьма большими и размещались, как правило, в багажниках полицейских автомобилей, а также на капотах. Они фиксировали скорость движения машин и передавали сигнал на расположенное в салоне устройство, которое не только фиксировало факт превышения скорости, но и распечатывало квитанции штрафов.

 

Первый в мире автомобильный радар

 

1961 г. в журнале «Популярная механика» была опубликована статья, рассказывающая о первом в мире устройстве-антирадаре, призванном защитить автомобилиста от действия полицейских радаров. Выпускала эти антирадары компания «Radatron Tonawanda». Конечно, антирадар был очень просто и технически, и внешне, но свою задачу выполнял исправно, а стоит всего 39 долларов, что дело его доступным для многих автовладельцев. Радар-детектор работал на частоте 2.455 ГГц и мог определять положение полицейских радаров на расстоянии до 2 км. Однако было особо отмечено, что при слишком большой скорости движения автомобиля, где установлен антирадар, функциональность его нарушается.

Эти радар-детекторы мгновенно завоевали огромную популярность – в течение полугода было продано почти 25 000 приборов. Однако повсеместного распространения они получить не смогли, поскольку в трёх штатах – Вашингтон, Вирджиния и Чикаго – их использование оказалось под запретом и каралось не только штрафом, но и конфискацией самого прибора.

 

Первый в мире радар-детектор

 

Нефтяной кризис 1973 г. привёл к установлению новых правил дорожного движения на территории США. В частности, максимально разрешённая скорость теперь составила 55 миль/ч. Тогда же был разработан радар-детектор, который работал в X-диапазоне, как ответ на появление полицейских радаров, действующих в таком же режиме. Разработчиком прибора стал инженер Дэйл Смит. Новый антирадар оказался недорогим, компактным, удобным и функциональным. Питание обеспечивалось от гнезда прикуривателя, а дальность действия составляла несколько миль.

Сегодня антирадары стали верными спутниками многих автовладельцев. И не следует считать эти приборы необходимыми только для лихачей и нарушителей. Они помогают избежать не только штрафа за превышение скорости, но и ДТП – ведь радары, как правило, устанавливают на сложных участках дороги, и предупреждение радар-детектора заблаговременно уведомляет водителя о приближении к опасной зоне, позволив тому вовремя снизить скорость и сконцентрировать внимание.